Одному нужно погружение в пучину океана, другому — прыжки с парашютом, а кто-то любит спортивные автомобили. Каким бы экстремальным безумством мы не увлекались — все ради выброса адреналина. Именно этот самый распространенный на планете «наркотик» толкает нас на отчаянные поступки, влечет к неизведанному. Уже после первых минут катания на сноумобиле эмоции начинают выплескиваться через край. Оказывается, что нестись на снегоходе со скоростью более 100 км/ч по заснеженному склону горы — сущее удовольствие! Адреналин просто бьет фонтаном.

На тест-драйв были предложены две модели снегоходов Bombardier: Skandic и Legend.

Первая — это рабочая лошадка, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов в условиях толстого снежного покрова. Вторая модель — дорогая игрушка, «сани с мотором», предназначенные исключительно для развлечений — «погонялок» на снегоходах или простых прогулок по заснеженным горным склонам.
На первый взгляд, в снегоходе нет ничего необычного: две лыжи, гусеница, симпатичный пластиковый обвес. Но это обманчивое представление. Под пластиком — современные технологические решения. Например, блок управления снегоходом. Эта электронная штучка не только отслеживает параметры работы узлов и агрегатов, но и хранит всю необходимую техническую информацию с момента начала эксплуатации сноумобиля. К тому же именно блок управления автоматически программирует насыщенность горючей смеси, подаваемой в двигатель, в зависимости от степени разреженности воздуха, ведь снегоходы часто эксплуатируют в горных условиях, а на высоте мотор не должен «голодать».

Tрудяга заснеженных полей

Bombardier Skandic показал себя неутомимым тружеником. Снегоходы этой конструкции имеют свои особенности, они оснащены телескопическими передними стойками, к которым крепятся лыжи с базой 900 мм. Такое решение позволяет без помех передвигаться по узким лесным тропам и обращать меньше внимания на преграды в виде скрытых под снегом пеньков, завалов хвороста и т.п. Широкая гусеница, которой укомплектован Skandic, в паре с мощным двигателем и механической коробкой передач обеспечивают снегоходу повышенную проходимость. КПП на Bombardier Skandic трехступенчатая: две передние передачи (одна из них пониженная) и одна задняя. Высокий крутящий момент обеспечивает снегоходу не только вполне приличную проходимость, но и возможность буксировки снаряженных грузом (до 300 кг) саней.
st1

Усевшись на удобном сиденье, можно почувствовать себя, как в седле мотоцикла. Руль у снегохода почти такой же, как у мотоцикла или мотороллера, и совсем непохож на автомобильную «баранку». Однако и у сноумобиля есть приятные «рулевые» фишки. Например, на руле имеется подогрев, чтобы согреть руки или подсушить намокшие от снега перчатки. Мелочь, а приятно.

Рычаг тормоза на руле с левой стороны (ведь правая рука всегда на «газе»!). Тормоз на снегоходе гидравлический. Оно и понятно: ногами остановить «веселые сани» невозможно, не стоит и пробовать. Тормозной гидравлический механизм — достаточно простая и надежная конструкция. При нажатии на рычаг тормозное усилие передается на суппорт, останавливающий вал привода, который крутит гусеницу. Следовательно, нажал на тормоз — вал блокируется, снегоход останавливается. Но нельзя забывать о ремне вариатора: эта запчасть, припасенная впрок, никогда не помешает. Кстати, для запасного ремня вариатора даже место специальное имеется — ниша в пластиковом обвесе.

В экспериментах с тормозами главное — не переборщить и делать все плавно. При резком нажатии на тормоз на рыхлом снегу можно не только остановиться, но и «зарыться» в глубокий сугроб. А вот на укатанной дороге при резком торможении может запросто занести, но это куда приятнее, чем барахтаться по пояс в снегу и тащить достаточно тяжелый снегоход из сугроба. Остается добавить, что рычаг тормоза можно заблокировать, как стояночный тормоз на автомобиле. В этом случае с горки снегоход не покатится, его можно найти там, где оставили. С тормозами разобрались.

Следующая важная деталь — рычажок дроссельной заслонки или «газа». Этим узлом управления снегоход напоминает гидроцикл. Такое техническое решение вполне обоснованно: ведь оно проще и надежнее (те, кто ездил по воде, поймут). Ведь держаться за неподвижную ручку руля гораздо удобнее, а если не удержался — летишь в сугроб или скользишь по укатанному снежному покрытию. В любом случае шлем и водонепроницаемый костюм незаменимы при катании на снегоходе. Помимо прочего, при прохождении поворотов на снегоходе нужно «вывешиваться» для баланса в сторону, противоположную наклону снегохода при вхождении в поворот, — как на мотоцикле. Естественно, при этом снежная пыль в изобилии летит на ездока. Достаточно сильное и очень мокрое ощущение. Не «вывешиваться» нельзя: поддержание курсовой устойчивости при повороте — залог того, что снегоход не будет лежать на седоке и продолжит движение.

Пробираться по свеженькому снегу в горах, даже на снегоходе, — вовсе не то же самое, что ходить по тепленькому песочку Средиземноморья. Это приличная нагрузка (каждый пройденный километр можно засчитывать за поход в спортзал — руль ведь без гидроусилителя). Вертеть им беспрестанно, удерживая снегоход на заданной траектории, — все равно, что гантелями обмахиваться. Совет: никогда не ездить в горы одному, это может привести к печальным последствиям.

Турист, бегущий в гору

Отличие туристического снегохода Legend от предыдущего утилитарного просто потрясающее: Legend ускоряется намного быстрее, а в повороте радиус сноса не так огромен. После нескольких часов, проведенных за рулем, можно отгадать секреты пилотирования. Приобретя некоторую сноровку, можно без проблем и с огромным удовольствием справляться со сноумобилем. Главное — всегда учитывать особенности каждой модели снегохода и делать это без лишней спешки. Эта машина не похожа ни на одно транспортное средство. В ней все по-другому.

Legend имеет вариатор вместо механической коробки передач и электронное переключение заднего хода. Особенность в том, что при включении заднего хода двигатель просто глохнет, затем самопроизвольно запускается и начинает вращать гусеницу в обратном направлении. Legend имеет более узкую по сравнению со Skandic гусеницу и базу лыж шириной 1195 мм. В отличие от Skandic, это более скоростной снегоход, к тому же он намного эффективнее управляется. Но на Legend нужно внимательнее продвигаться по лесным дебрям, так как подвеска немного нежнее.
st2

О снегоходе и его конструкции

  • снегоход имеет рамную конструкцию; несущей является рама, на которую крепится карбюраторный мотор, вариатор или обычная механическая КПП;
  • сноумобиль можно эксплуатировать, если толщина снега не менее 15 см;
  • золотое правило эксплуатации снегохода: заливать масло, предусмотренное заводом-изготовителем, и всегда иметь при себе запасные ремень вариатора и свечи зажигания;
  • на снегоходе легче всего передвигаться по укатанным ровным снежным дорогам (попросту говоря, по гололеду), а для преодоления глубокого снега нужно быть готовым к значительным физическим нагрузкам.
  • на сноумобиле можно преодолеть даже брод, но скорость при этом должна быть приличной, тогда снегоход отлично глиссирует;
  • при переворотах можно повредить пластиковый обвес, а невнимательность и наезды на жесткие препятствия (пеньки) могут повредить подвеску.

st3 st4 st5 st6 st7